Элегантно ответим на Ваши вопросыTelegram










Наши библиотекари рассказывают
о современных книгах. Страстно и увлечённо.

Читайте и бронируйте на mos.ru/knigi
О повести «Самсон»
Маши Сандлер – библиотекарь
Библиотеки №48 Евгений Шацкий

  • Евгений шацкий:
    Писательница Мария Яковлевна Сорникова (пишущая для подростков под псевдонимом Маша Сандлер) – опытный педагог, преподаватель литературы в школе Le Sallay Диалог. Она имеет большой опыт индивидуальной работы с нечитающими подростками. И именно родителям, которые жалуются на то, что их дети подросткового возраста не хотят читать, можно рекомендовать эту книгу.

    Подростковой книге нужны как напряжённый приключенческий сюжет, так и проблемность, повод для размышления и дискуссии. Читателям этого возраста, как правило, близка проблема отношения человека к братьям своим меньшим, понятны связанные с этими отношениями этические вопросы.
  • Маша Сандлер хорошо знает подростков, прототипом главного героя повести «Самсон» стал один из её учеников. Но обстоятельства, в которых действует герой, фантастичны. 14-летний Евсевий (прозвище - Ёжик) учится в биологическом лицее и оказывается на практике в Исследовательском институте биоинженерии и биологии гена. В книге есть одно фантастическое допущение – в мире, где происходит действие, учёные исследуют самых настоящих оборотней.

    Интересно, что учёного экспериментатора зовут профессором Громовым – возможно, отсылка к «Приключениям Электроника», где другому профессору Громову удаётся создать робота с человеческой душой?
Во всяком случае, для учёных в повести «Самсон» – оборотни заведомо бездушные и неразумные существа, на которых можно проводить самые жестокие эксперименты. Оборотней избивают и на длительные сроки связывают охранники; их калечат; хладнокровно убивают. И у Ёжика – главного героя повести – постепенно зарождается сомнение – допустимо ли это даже во имя торжества науки? Повесть диалогична, писательница даёт высказаться сторонникам всех точек зрения.
  • Евгений шацкий:
    Естественно, действие повести не сводится к диалогам. Ёжику многое приходится пережить, прежде чем он делает свой выбор. Ложь и провокация со стороны сверстницы, которую он, казалось бы, отлично знает с детского сада и в которую влюблён. Разум и эмоции, обнаруженные им у страшного на вид оборотня. Напряжённая, не всегда успешная борьба за здоровье и жизнь оборотня Самсона (сам оборотень предпочитает имя Ыыгрых).

    Не буду раскрывать в рецензии всех перипетий сюжета. Отмечу только, что часть оставшихся за кадром сюжетных линий, писательница оставляет читателю на самостоятельное додумывание.

    Одним словом, после прочтения подростку будет о чём подумать, а родителю, что с ним обсудить.
О книге «Дикий робот»
Питера Брауна – заведующий
Библиотекой №49 Светлана Штана

  • светлана штана:
    Произведение Питера Брауна «Дикий робот» поднимает довольно популярную в последнее десятилетие тему очеловечивания робота. Снято много кинофильмов как для детей, так и для взрослых, освещающих проблему отношения человечества к искусственному интеллекту: есть ли чувства у машин, имею ли они в связи с этим права (на жизнь, на выбор, на любовь?).

    Вопрос достаточно спорный. Мнения людей противоположны: от полного принятия машин, как неотъемлемой части нашей жизни, до полного отрицания, нежелания заменять живой мир на мир биороботов.
Книга Питера Брауна рассказывает о роботе Роз, попавшей на необитаемый остров. В процессе повествования о приключениях Роз, автор затрагивает актуальные на сегодняшний день для европейского общества вопросы: психология приёмного материнства, психология отношений неполной семьи, адаптация в новом обществе, толерантность общества к её новым членам и др.

Книга написана простым доступным для детского восприятия языком, главы лаконичные, каждая из них сопровождается иллюстрациями. В конце опубликовано начало второй книги «Спасение дикого робота», продолжающей историю.
  • СВЕТЛАНА ШТАНА:
    Хочу также отметить оформление книги: обложка аскетичная, в тёмно-пастельных тонах, иллюстрации авторские, чёрно-белые, простые; неотбелённая бумага, приятная для глаз. Автор явно отдал дань моде на экологический подход в книгопечатании.

    Рекомендую для прочтения детям 5-8 лет.
О книге «Дни Савелия»
Григория Служителя – библиотекарь
Библиотеки №58,
Татьяна Бояркина

  • Татьяна бояркина:
    В книге рассказывается о приключениях кота Савелия, названного так, по одной из версии в честь известного мецената Саввы Морозова. Действие сюжета разворачивается в центре Москвы – на Таганке. Главный герой родился во дворе заброшенного особняка в Шелапутинском переулке – месте с богатой историей семьи Морозовых. Жизнь Савелия – это постоянные наблюдения и любопытные замечания, новые встречи, опыт и философские размышления.

    Например, Савелий размышляет о времени: «В детстве время равно самому себе. Оно приходится тебе в самую пору. Не спешит, не торопится, не подгоняет и не тормозит. А потом с ним что-то происходит… И я боялся будущего. Я боялся, что время испортится».
Стиль текста достаточно живой, лёгкий и больше похож на путеводитель по современной Москве. В ходе чтения замечаешь, какой же наш город динамичный, как меняется его облик за короткую (по сравнению с человеческой) жизнь кота.

Слог автора очень яркий, наполнен интересными метафорами, эпитетами, сравнениями. Всё представляется моментально, будь то портрет кота, или человека, или описание улицы, или памятника.

Поводом к написанию произведения от лица кота стала смерть домашнего питомца писателя: в одном из интервью Григорий Служитель говорил, что именно те печальные пережитые эмоции сподвигли его к созданию повести.
  • Татьяна бояркина:
    Главной задумкой романа, наверное, было очеловечивание кота. Жизнь Савелия была показана от самого рождения и до самой смерти, хотя о последней читатель может только догадываться. Савелий представлен кошачьим бунтарём, не желавшим мириться с участью становления обычного домашнего кота. Первый его хозяин – Витюша подобрал котёнка на улице с одной целью – закрыть котом душевную рану, которая терзала его. Савелию такая роль была явно не к лицу. Позже он сбегает от Витюши и меняет несколько хозяев. Служитель в книге представляет ряд портретов москвичей со всеми их заботами, проблемами и переживаниями, наблюдателем которых становятся кот и читатель.

    Вся жизнь Савелия – это поиск себя и своего дома. Гармонию он обретает лишь после встречи с кошкой Гретой.

    Роман «Дни Савелия» не просто о котиках, а почти философская притча о жизни: о её хрупкости, о ценностях, о том, что нужно не мириться с судьбой, а пытаться её изменить.
О книге «Всем выйти из кадра!»
Лилии Волковой – библиотекарь
Библиотеки №60 им. О.Э. Мандельштама,
Валентина Потапова,
библиотекарь Библиотеки №49
Марина Иванова и библиотекарь
Библиотеки №65 им. М.М. Пришвина
Ольга Вивдюк

  • Валентина потапова:
    Мне понравилась история, было интересно увидеть глазами подростка, как работает телестудия. В книге видно, как главный герой взрослеет, но очень переживает разлуку с другом. А финал книги мне показался очень неожиданным!
  • Марина иванова:
    В книге поднята популярная тема для тех, кто задумывается о своём будущем — тема эмиграции. С ней связано большое количество проблем — сложность ассимиляции, нахождение в чуждой культуре, оторванность от родных, семьи. Многие знают, как сложно тем, кто уезжает.

    Но мало кто задумывается, насколько тяжело бывает тем, кто остаётся.
Мы застаём главного героя Мэтта (Матвея) в тяжелом состоянии после отъезда его друга в США. Но после долгого периода депрессии он нашёл отвлечение в работе на телевидении.

Там он знакомится с Диной, видеооператором. Хотелось бы особо отметить этот нестандартный ход: его дружба и влюблённость в Дину, эту молодую очаровательную женщину, которая старше его на 13 лет (Мэтту — 14, прим.)
  • Марина иванова:
    «Всем выйти из кадра!» — это яркое, хорошо написанное произведение, которое говорит о непринятых в подростковой литературе вещах, затрагивает темы эмиграции и романтики между людьми разных поколений. Эту книгу можно порекомендовать детям от 12 до 14 лет. Очень захватывающая и, на мой взгляд, интересная книга!
  • ольга вивдюк:
    Книга затрагивает острые вопросы отношений: между родителями, сводными братьями, одноклассниками даже сотрудниками телецентра. Трудно однозначно оценивать те или иные поступки героев.

    Книга рекомендована детям от 12 лет, но я бы рекомендовала её детям более старшего возраста.
О книге «Музыка моего дятла»
Анны Анисимовой – библиотекарь
Библиотеки №63 им. И.С. Соколова-Микитова
Вера Спиридонова

  • Вера
    Спиридонова:
    Чудесная, трогательная, добрая – такие эпитеты приходят в голову после прочтения этой книги.

    Читатель сразу погружается в историю жизни одной счастливой семьи. Эта семья счастливая, потому что здесь все друг друга любят – мама, папа и дочка. И нет ничего трагического в том, что девочка незрячая. Она такая же, как все дети: любознательная, веселая, любит рисовать, слушать музыку, кататься с горки, общаться с людьми. Она живёт полноценной жизнью!

    Книга наполнена нежностью и радостью. Да, радостью, несмотря ни на что!

    Я рекомендую прочитать эту книгу всем, и взрослым, и детям. Читайте её обсуждайте, размышляйте и делитесь впечатлениями.
О книге «Теория невероятностей»
Виктории Ледерман –
библиотекарь I категории
Лианозовской библиотеки
Светлана Хесина и
главный библиотекарь
Детской библиотеки №48
Ирина Козина

  • СВЕТЛАНА
    ХЕСИНА
    :
    Я рекомендую эту книгу и детям, и взрослым. Уверена, что она не оставит равнодушным никого, кто её прочитает. Первоначально главный персонаж не вызывает симпатию у читателя, но, по мере развития событий, он раскрывается с неожиданной стороны. Хорошо раскрыты переживания подростков, скрывающих под маской безразличия то, как им не хватает внимания и любви взрослых.
Написана повесть самым простым разговорным языком, как будто не читаешь, а проживаешь все эти события вместе с героями, наблюдая со стороны и боясь иной раз вмешаться.

Такие эмоции бывают, когда смотришь интересный фильм. В книге мне очень понравился герой Ватрушкин, потому что он умный и отзывчивый, помог главному герою Матвею. «Перевоспитание» Матвея происходит так естественно, что в этом не чувствуется фальши.
  • Ирина
    козина
    :
    Главный герой – Максим Добровольский – эгоистичный одинокий мальчишка, погружённый в сетевые игры, не представляющий своей жизни без Интернета. Максим не живёт в реальной жизни. Он ото всех отгородился, у него нет друзей.

    Чтобы на примере Максима показать подросткам выход из создавшегося (конкретнее, созданного им самим) положения, Виктория Ледерман переносит героя в параллельную реальность. Именно таким сюжетом можно заинтересовать подростков, которые не станут терпеть моралей на тему правильного и неправильного поведения.
Попадание в параллельную реальность, а также знакомство с другими ребятами, возможность взглянуть на себя и свои отношения с миром со стороны помогают Максиму многое переоценить.

Только попав в другую реальность Максим задумывается о своих взаимоотношениях с одноклассниками, с родителями, и наконец задумывается о себе самом и дает себе самооценку. Начинается процесс развития личности и разрушения прошлых устоявшихся стереотипов.

Благодаря тому, что Виктория Ледерман хорошо знает школьные проблемы, так как сама работала в школе педагогом и воспитала двоих мальчиков, книга написана живым и доступным для подростков языком, но при этом с постановкой всех необходимых животрепещущих проблем.
  • Ирина
    козина
    :
    Книга учит взаимоуважению, взаимопомощи, дружбе, заботе о близких, учит жить полноценной реальной жизнью, потому что реальная жизнь интересней, чем компьютерная игра.

    Рекомендую её как подросткам, так и родителям для достижения наибольшего результата взаимопонимания, тем более что участие взрослого человека в книге прослеживается. Матвей обращается за помощью к взрослому, и взрослый помогает. Неплохо даже предложить родителям обсудить с подростком отдельные моменты и темы.
О книге «Саша, привет!» Дмитрия Данилова –
главный библиотекарь Библиотеки №48 Евгений Шацкий
  • Евгений Шацкий:
    Сюжет, типа «Последний день приговорённого к смерти» – один из самых истрёпанных в мировой литературе. Последние главы «Красного и чёрного» Стендаля, главы «Луизы де Сан Феличе» о приговорённых к смерти банкирах и о самой главной героине, «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева, да даже детская песня «Орлёнок» и повесть классика детской литературы Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га»
Из последней Данилов, возможно, заимствовал идею введения в будущем смертной казни за незначительные, на сегодняшний взгляд, преступления (у Крапивина – за переход улицы в неположенном месте). Данилов выделяется, во-первых, тем, что герой – буквально наш современник. Все бытовые детали: радиостанции, которые слушает герой; магазин Пятёрочка, в котором он закупается; соцсети, в которых он пишет и стиль комментариев, которые ему оставляют; правовые реалии (например, закон о четырёх традиционных религиях РФ) – легко узнаваемы. Всё, как в окружающей нас жизни, с единственным добавлением – законом о смертной казни за половые отношения с девушками моложе 21 года. Ещё одна невероятная деталь – вежливость и гуманность правоохранительных органов, но это, видимо, особенность Данилова, как писателя – то же самое описано в его пьесе «Человек из Подольска».
  • Евгений Шацкий:
    Возможно, Данилов хочет сказать нам, что не в грубости и личной жестокости – главная проблема. Супервежливый тюремный охранник справедливо говорит заключённому: «Не благодарите нас, мы ведь всё равно охраняем вас, чтобы потом убить». Создаётся эффект достоверности описываемых событий и читателю легко поставить себя на место героя. И начать размышлять: а как бы его близкие отреагировали в подобной ситуации, а что бы он решил успеть сделать в свои последние дни, о чем размышлял бы, сожалел бы.
Реакция окружающих в романе интересна своим бессилием. Мать легко вычёркивает его из числа живых и пугается, когда он звонит ей из тюрьмы. Жена признаётся в любви и предлагает приговорённому мужу побег, но заведомо нереалистичный – на Яндекс.Такси в границах России. Герой логично отвечает, что такой побег бессмысленен и продолжится до первого полицейского поста. Когда герой звонит жене из тюрьмы, она уже считает его живым покойником. Девушка признаётся в любви, но единственное, что её интересует – любит ли и герой её. Персонаж живёт в образованной среде, он учёный –литературовед, преподаватель ВУЗа, но и со стороны коллег и студентов он видит либо чисто словесное сочувствие, либо любопытство. Люди отказываются общаться с приговорёнными к смерти. В этом мире никто не хочет бороться; все готовы подчиняться даже тем законам, которые считают абсурдными. Даже молодёжь лишена бунтарского духа – характерен диалог героя со студентом о том, следует ли подчинять писателей определённым стандартам и следить за их выполнением. Студент полностью «за», и не понимает, в чём он не прав. Да и сам преподаватель, хотя и спорит, в данном случае, со студентом – на удивление равнодушен к любой возможности повлиять на мир, включая свою научную работу. Это не Кибальчич, который накануне повешения работал над проектом космической ракеты. Он не пытается подвести итоги того, что успел сделать; не продолжает научных исследований в камере; признается, что равнодушен к митингам против фальсификаций выборов, будто не связывая с последними принятие абсурдных законов. Также равнодушны к своему делу в жизни другие герои: от психолога до попа.
Дмитрий Данилов
О белочках и немножечко о зайчиках // Интервью с писателем (18+)
  • Евгений Шацкий:
    В финале появляется аллюзия на Достоевского: «Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают». Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!» Достоевский ориентировался на собственный опыт. По приказу Николая I была устроена инсценировка казни Петрашевцев – один из привязанных к расстрельному столбу сошёл с ума. Герой Данилова в финале говорит про себя: «я уже фактически умер». В соцсетях его сообщения удаляются, общение с другими приговорёнными также запрещено.
Когда в финале его ведут по улице и на его пути стоят все, с кем он общался на протяжении романа – это, вероятно, видения безумца. Альтернативный вариант – героя, как морально сломленного, отпустили – маловероятен. Ведь мысль о том, что приговорённых к смерти, на самом деле, не казнят, предполагает абсолютную секретность происходящего и исключает наличия свидетелей освобождения.

В конечном счёте, «Саша, привет!» – антиутопия мира равнодушных. Как многие антиутопии, пугающе похожая на реальность.

Рекомендовать её можно молодёжи, как сочетающую острый сюжет, элемент фантастики и повод для размышления «юноше, обдумывающему житие». Людям пожившим, как правило, ситуации, подобные описанной в книге, уже доводилось переживать в реальности.
Уже читали эту книгу?
Если нет — скорее бронируйте её в наших библиотеках на сайте