Версия для слабовидящих
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Элегантно ответим на Ваши вопросыTelegram
Хорошо забытое старое
Как всё искусство интегрировалось
в цифровой формат


Конечно, у этого есть масса преимуществ: мы можем наслаждаться творениями digital-художников прямо в телефоне, читать книги по мере появления каждой новой главы, если того захочет автор, слушать музыку в наушниках по дороге на работу, в машине или перед сном.

Жанровое разнообразие тоже стало гораздо шире. Однако иногда все еще хочется вернуться к тем временам, когда требования к высокому искусству были очень высоки, вернуться к именам, которые остались в веках. Согласитесь, иногда очень хочется равняться на них.

Одной из самых ярких иллюстраций этого явления можно назвать неоклассику. Сегодня обратимся именно к ней — в музыкальном проявлении.
Всё новое?
Казалось бы, есть классическая музыка: Моцарт, Бах, Бетховен. Их имена записаны в золотой фонд, их знают со школы, на их произведениях осваивают базы мелодии и гармонии юные музыканты. И есть музыка современная: группы и исполнители, творчество которых создано для времени настоящего, актуально сегодня, чьи треки мы крутим в своем телефоне каждое утро и на чьи концерты ходим.

Но что если можно нащупать огромное разнообразие полутонов?
Философия музыки

Изначально смысл неоклассики был в возвращении к музыкальным канонам XVII — XVIII веков, а пик популярности этого жанра-переосмысления пришелся на начало XX века, а именно 20-е — 30-е годы. В то же время, существовал неоклассицизм именно внутри академической музыки и не очень сочетался с популярной музыкой того времени.

Композиторы-неоклассики подражали коллегам эпох классицизма и позднего барокко, в то же время избегая эмоциональной и технической перегруженности романтизма.
Основоположниками неоклассицизма обычно считают Иоганна Брамса, Камиля Сен-Санса, Александра Глазунова. А вот интереснее всего (на наш скромный взгляд) будет упомянуть Эрика Сати с его симфонической драмой «Сократ». Это пример, в котором литература крайне удачно монтируется в музыку — литература в антично-философском ее проявлении.

Если быть точнее, эксцентричный французский композитор создал вокальный цикл для сопрано с оркестром. А заключил он в свое произведение не много, не мало — «Диалоги» Платона.

Любопытно, что с одной стороны, музыкант не стремился к абсолютному слиянию с текстом-первоисточником. Однако в эмоциях, накале страсти и общей энергетике попадание в точку.

Не академично!
Но применимо ли понятие неоклассики к неакадемической музыке? В широком смысле — да. Однако все же лучше в таком случае использовать термин «классический кроссовер». Сегодня этот стиль вошел в список номинаций музыкальной премии Grammy и пополнил список чартов и хит-парадов Billboard.
Саундтрек для книги
Ханса Циммера знает каждый, кто любит большое кино и большую музыку. Что уж говорить, премия «Золотой глобус» за лучший саундтрек к фильму говорит сама за себя, а музыку он писал для «Интерстеллара», «Пиратов Карибского моря» и мультика «Спирит: Душа прерий» (список далек от полного).

Но совсем недавно, в 2021 году он написал саундтрек… к книге. В издании «Искусство и душа Дюны» рассказывается о создании вселенной фильма Дени Вильнева «Дюна». Стоит ли говорить о книге, которая легла в основу этого фильма — «Дюне» Фрэнка Герберта. Вот такая вот вышла литературно-кинематографически-музыкальная рекурсия.
Музыкальная антиутопия

К классическим переплетениям стремились даже рок-музыканты. Первым, пожалуй, это попытался сделать Фредди Меркьюри, соединив рок-музыку и оперу. Вместе с Монтсерат Кабалье он записал альбом, а в 1992 году песня «Барселона» украсила Олимпийские игры в Испании.

Джон Бон Джови играл концерт вместе с Лучано Паваротти, с симфоническими оркестрами выступали на рубеже веков Metallica и Scorpions, а группа Nightwish в своих симфо-пауэр-метал композициях успешно использовала классический оперный вокал Тарьи Турунен.
Но и здесь не обошли стороной литературу. В сентябре 2009 британцы Muse выпустили альбом «The Resistance». На него музыкантов вдохновила классика антиутопической литературы. Но не только: мощное увлечение классической базой читается в композиции «United States of Eurasia», а последние композиции с альбома «Exogenesis: Symphony» в трех частях — вообще симфония без лишних слов.
Неоклассика рядом
Неважно, являетесь вы давним поклонником неоклассики или только хотели бы узнать больше об этом музыкальном направлении – в Москве вы можете найти неоклассические концерты на любой вкус. Серьёзным ценителям, вероятно, подойдут концерты лучших произведений итальянского композитора Людовико Эйнауди. И между прочим, в симфоническом исполнении на главных музыкальных площадках Москвы можно послушать саундтреки к аниме и игровым вселенным или композиции рок- и метал-групп.
А ещё изучите афишу фонда «Бельканто» – недавно они стали партнёрами Объединения культурных центров Северо-Востока Москвы.

«Бельканто» – это благотворительная организация, которая занимается поддержкой уникальных культурных проектов, организацией концертов классической, этнической и современной музыки, фестивалей различных жанров, объединяющих музыку, живопись, литературу. Концерты проходят в уникальной акустике Кафедрального собора святых Петра и Павла (на историческом органе «Зауэр» 1898 года).